История города Туапсе


    НА ГЛАВНУЮ
ОТДЫХ
Отдыхай в Туапсе
Турфирма "Элита"
Дольмены в Туапсе
Гостиница "Славянка"
Пансионат "Маяк"
РАСПИСАНИЯ
Авиарейсы
Поезда
Электрички
Автобусы
Морские
СПРАВОЧНАЯ
Пансионаты
Карта города
О городе Туапсе
История города
КУЛЬТУРА
К/ц "Россия"
РАЗНОЕ
"Чистый город"
Черноморский фотосайт
Форум г. Туапсе
Туапсинский чат
Гостевая книга
Архив новостей
МЕДИЦИНА
Аптеки
ОРГАНИЗАЦИИ
Образовательные
СЮТ
СМИ
Смайл.ру
Телевестник
Коммерческий компас Черноморья
Infobox - хостинг php, mysql от 150 р.! Бесплатный домен.

В ОТПУСК.РУ - сервер о туризме: туры, горящие путевки, описание отелей, отзывы об отелях, билеты, расписание поездов, погода на курортах, информация о странах

  • Портал увлекательных статей


  •      У каждого города, как и у человека, есть своя биография. Наш город носит имя реки Туапсе, которая берет свое начало из слияния двух рек Чилипси и Пшенахо, что в переводе с адыгского означает "Туа" - две, "псе"- воды.

    Киселева скала

         12 мая 1838 года к устью реки Туапсе подошла эскадра Черноморского флота под командованием адмирала Лазарева М.П. Было построено Вельяминовское укрепление. В строительстве принимали участие десанты русских войск генерала Раевского Н.Н.
         В 1864 году, после окончательного присоединения Западного Кавказа к России, возникло новое поселение, где живут русские, армяне, греки, чехи, поляки, немцы, молдаване и другие национальности.
         С 1898 года в посаде вводится общественное управление (первый староста Кривенко А.Н.).
         В конце XIX в. через Туапсе прошло шоссе Новороссийск - Сухуми.
         В начале XX века были построены цементный и кирпичный заводы, расширяется порт, завод "Юрмез", "Дубло", строится железная дорога Армавир-Туапсе.

         С промышленным оживлением в Туапсе развивается культура, увеличивается число учебных заведений, культурных объектов. В 1916 году в Туапсе работало 7 учебных заведений, начальное четырехклассное училище, одна библиотека, два кинематографа, научно-промышленный музей. В нашем городе в конце 90-х годов XIX века жил художник-передвижник Киселев А.А. Первым врачом города и всего побережья с 1897 года был Богословский С.М. С историей Туапсе того времени связаны имена многих выдающихся людей: музыканта- пианиста Игумнова К.Н., литературоведаШенрока В.И., профессора зоологии и психологии Вагнера, инженера-путейцаПерцова П.Н. и др.

         В 1916 году Туапсе присваивается статус города, в нем живет 25 тысяч человек. 16 ноября 1917 года в городе Туапсе, первом на Кубани, была провозглашена Советская власть. В ходе Гражданской войны город несколько раз переходил из рук в руки. Окончательно власть утвердилась в 1920 году.

         После восстановления разрушенного хозяйства город начинает динамично развиваться со второй половины 20-х годов. В июне 1926 года начались работы по реконструкции города на основе проекта "Новый Туапсе". В 1929 году вступил в строй нефтепровод Грозный-Туапсе и нефтеперегонный завод. К октябрю 1928 года была завершена реконструкция завода "Юрмез", изменился его профиль, он стал выпускать нефтеоборудование. Сдача в эксплуатацию нефтезавода и нефтепровода повлекла за собой реконструкцию Туапсинского порта. В 1933 году порт Туапсе приобрел Всесоюзное значение.

         К 1933 году относится основание судоремонтного завода им. Дзержинского Ф.Э. Он был основан на базе объединенных мастерских по ремонту мелких судов.
         В ногу с развитием хозяйства шло и развитие культуры. Организуется в городе первый рабочий факультет, где учатся 150 человек, создаются школы ФЗУ при заводах. Увеличивается набор учащихся в Варваринское училище.

         Но мирный труд туапсинцев, как и всего советского народа, был прерван вероломным нападением фашистской Германией на нашу страну.

         Война, развязанная фашистской Германией в 1941 году, пришла в наш город с самых ее первых дней. Через Туапсе началась эвакуация промышленных предприятий и населения юга районов нашей страны. Город превратился в гигантский эвакогоспиталь, ежедневно по два-три теплохода приходили в Туапсинский порт с тысячами раненными на борту. Все больницы, школы, здравницы, детсады и пионерлагеря были переоборудованы под госпиталя.

         Жители города стали записываться в отряды противовоздушной обороны и санитарные дружины. Только в первые три дня войны в городской военкомат было подано 235 заявлений от добровольцев.

         Железнодорожники и портовики перешли на круглосуточную работу. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины. В октябре 1941 года началось строительство Агойского аэродрома. И уже к маю 1942 года с площадки Агойского аэродрома поднимались легендарные У-2.

         В октябре 1941 года была создана Туапсинская военно-морская база под командованием контр-адмирала Жукова Г.В. В нее вошли два дивизиона торпедных катеров, 4-й дивизион тральщиков, плавбаза "Нева", на которой базировались подводные лодки типа "Декабрист", 73 КзаП, 16 ОЖБ и сторожевые катера, которые вели дозор, поиск подводных лодок противника и их уничтожение.

         В декабре 1941 года на город был совершен первый вражеский налет, а массированные бомбардировки начались с 23 марта 1942 г. Гитлеровцы стремились сравнять город с землей: 465 раз они варварски бомбили город, совершая, так называемые "звездные налеты"- 70-90 самолетов одновременно.

         Особенно тяжелое положение для Туапсе сложилось летом 1942 года, когда пал Севастополь и Туапсинский порт становится главным портом, главной военно-морской базой, питавшей всю Черноморскую группу войск.
         Главной задачей Гитлера в 1942 году была битва за Кавказ и его нефть. Основной удар гитлеровцы нанесли по направлениям Новороссийска и Туапсе. В начале августа 1942 г. противнику открылась возможность прорыва к Черному морю по двум направлениям:
         - с рубежа реки Белая (4 дивизии силами 1-й танковой армии генерал-полковника Клейста);
         - от Краснодара на Джубгу наступала восточная группа 5-го армейского корпуса 17 армии генерал-полковника Руоффа.

         Врагу противостояли войска 12, 18, 47, 56 армий и 17 кавкорпуса. По мере приближения фронта к Туапсе 23 августа 1942 года создается Туапсинский оборонительный район, под командованием контр-адмирала Жукова Г.В. Под его руководством была создана оборона города.
         К концу августа, ценой больших потерь продвижение противника на Туапсинском направлении удалось остановить. Попытка прорваться в Закавказье по побережью Черного моря с ходу была сорвана. Но германское командование не отказывается от намерений любой ценой осуществить захват Кавказа.

         25 сентября 1942 года немцы переходят в новое наступление в районе с. Шаумян, стремительно продвигаясь вглубь нашей территории. Начались тяжелые и кровопролитные бои Туапсинской оборонительной операции.
         17 октября 1942 г. немцами был взят Шаумян, а 21 октября Гойтх. 22 октября противник вышел к горам Семашхо и Два Брата, и передовые части немецких войск вышли к реке Туапсе, перерезав единственную дорогу ведущую в город. До Туапсе оставалось 23 км.

         Командование 18 армии спланировало и нанесло два удара по сходящимся направлениям в районе хутора Пелика и Гойтх с целью окружить и уничтожить семашхскую группировку врага, представляющую последнюю угрозу на Туапсинском направлении.
         Боевые действия начались 23 октября 1942 года. Семашхская группировка врага была разгромлена, остатки ее были отброшены за реку Пшиш. Так завершилась Туапсинская оборонительная операция, которая сыграла важную роль в ходе Великой Отечественной войны. От результатов боев за Туапсе зависел ход и исход всей битвы за Кавказ. 25 тысяч немецких солдат и офицеров сложили свои головы под Туапсе. Победа досталась дорого, наши потери составили около 100 тысяч человек.
         Но враг не прошел. За мужество и стойкость проявленными трудящимися города в годы Великой Отечественной войны город был награжден орденом Отечественной войны I степени в мае 1981 года.

         Война нанесла огромный ущерб городу Туапсе. Разрушены промышленные предприятия, морской торговый порт, железнодорожный транспорт. В городе разрушено 1900 жилых зданий общей площадью 675 тысяч кв. м. Причиненный ущерб городу составил 525 млн. рублей.
         Возвращение нефтеперегонного завода из эвакуации, по сути дела, стало созданием нового завода: он оснащался новейшим оборудованием, в производство внедрялась передовая технология. К 1952 г. завод уже работал по полной схеме, выпуская высококачественный бензин.

    Улица К. Маркса, 1962 г.

         Послевоенное восстановление нефтебазы завершилось реконструкцией, которая предусматривала увеличение объема перевалки с 5 до 14 млн. тонн в год. Сейчас Туапсинская нефтеперевалочная нефтебаза одна из лучших в крае. Нынешний Генеральный директор Яровенко А.С. продолжает работу по внедрению новых технологий на производстве.
         К весне 1958 года машзавод начал выпускать автогидроподъемники, автокраны, рычажные лебедки и т.д.
         60-е годы начались с торжества. Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями большую группу туапсинских портовиков. Туапсинский морской торговый порт вошел в число лучших в стране.
         Началось строительство морского вокзала по типовому проекту. Ведется строительство базы "Торгмортранс" для обеспечения судов продуктами питания.

         За Туапсе, к началу 80-х годов, прочно закрепилась репутация достаточно благополучного городка на юге России. За годы 10-й пятилетки в городе появилось 35 новых жилых домов, появилась средняя школа № 4, выросло число детских дошкольных учреждений. Заметно увеличился объем бытовых услуг.
         Система городского здравоохранения включала: 9 поликлиник, городской больничный комплекс и 3 ведомственных больницы, станция неотложной помощи, 8 аптек и магазин "Оптика".
         В 1977 году произошло объединение городских библиотек в Центральную библиотечную систему.
         С середины 70-х годов за Туапсе прочно удерживалась репутация центра военно-патриотического воспитания молодежи на Кубани. Многие годы лидером воспитания было ПТУ-9.
         В 1976 году Туапсе породнился с французским городом Аженом.
         Туапсинское отделение Северо-Кавказской железной дороги - самое крупное предприятие, с 1975 года его управление находилось в Туапсе.
         70-80 годы характерны в городе Туапсе обострением жилищной проблемы, т.к. определилась тенденция к снижению муниципальной доли строящегося в городе жилья.

         Годы перестройки и последующих социально-экономических изменений дались городу тяжело. Затяжной экономический кризис страны отразился и на экономике города, которая резко снизила темпы. Только в середине 90-х годов экономика города стала выходить из кризиса.
         Туапсинский морской торговый порт увеличивает грузопоток. Предстоит дальнейшее развитие порта, и грузопоток по генеральным грузам будет увеличен более чем в 5 раз. Намечена дальнейшая реконструкция нефтебазы. Ей предстоит внедрить новые технологии и новое оборудование.
         Во время визита министра путей сообщения решались вопросы увеличение капитальных вложений на развитие станции Туапсе, ОАО "Туапсинский морской торговый порт" и ОАО "Роснефть-Туапсенефтепродукт" - предприятий, составляющих в городе единую транспортную цепь. На первом этапе, только по железной дороге сумма вложений составила 150 млн. рублей.
         Туапсинский машиностроительный завод изготовил первый в России автокран пятого поколения КА-25 "Таганай" и предполагает дальнейшее развитие производства.
         Сложная судьба у судомеханического завода. С большим трудом удалось его сохранить. В 1999 году завод достроил и спустил на воду "Геофизик-4", геологоразведывательное судно для Каспия.

         Стабилизация социально-экономического состояния города и оживление хозяйственной деятельности прямо связано с целенаправленной экономической политикой администрации города и главы города. Администрация города активно способствовала решению экономических проблем предприятий, стимулированию экономического роста, привлечению средств и возможностей предприятий к решению городских проблем. Особенно ярко это проявилось в области строительной индустрии города. Активное привлечение строительных предприятий к осуществлению городских программ по благоустройству, жилищному строительству, капитальному строительству на основных предприятиях города способствовало выходу из экономического кризиса и сегодняшнему динамичному развитию строительной отрасли в городской экономике.

    Улица им. Галины Петровой

         Заметно благоприятной стала социальная атмосфера в Туапсе. Горожане уже привыкли к тому, что нет задержек в выплате пенсий и пособий, заработной платы, к ее своевременной индексации. Город, один из немногих в Краснодарском крае, ведет муниципальное жилищное строительство, каждый год вводя в строй новое муниципальное жилье для горожан.

         Городской бюджет обеспечивает стабильное существование и развитие образования и культуры города. Кроме школ, техникумов и колледжей, в последние годы в городе открылось 6 филиалов ведущих ВУЗов России. А наиболее ярким символом единения, преодоления отчужденности и пессимизма стали общегородские праздники, широко и красочно разнообразящие жизнь горожан.

         Большое внимание в нашем городе уделяется благоустройству и озеленению. Преобразились многие улицы. На центральной аллее появился фонтан. В 2002 году фонтан украсила скульптурная группа "Дельфин и русалка". На Приморском бульваре открылись 3 фонтана. Город, под руководством главы города, оформляется в едином стиле, аллеи города уложены красивой плиткой, оформляются витрины магазинов и прилегающая к ним территория.

         Сегодня Туапсе - город с динамично развивающейся экономикой, в которой наряду с традиционной промышленной составляющей существуют и развиваются элементы туристической индустрии. Сравнительно небольшой Туапсе занимает заметное место в экономике края и уверенно смотрит в будущее.

    Посмотреть на город Туапсе сегодня

         
    Copyright © 2002-2012 webmaster Kinder